8 адвокатских секретов.
Когда судьба сводит нас с людьми, имеющими полномочия карать и миловать, особенно важно не наделать ошибок в общении, каждая из которых может стать роковой. Вот главные правила полицейского этикета.
Прежде всего не стоит вести себя с вызовом и открыто проявлять раздражение или пренебрежение. Оскорблять не рекомендую тем более – это уголовно наказуемо. К сожалению, так делают многие, и в 99 процентах случаев все кончается очень печально. Конвертируя служебные обязанности сотрудника в личную неприязнь персонально к вам, вы кратно увеличиваете шансы превратить досадный эпизод в серьезную неприятность.
Если двоюродный дядя вашей троюродной тети – обычный дядя Степа, постовой – лучше даже не заикаться об этом. Но, допустим, у вас действительно есть надежные, не шапочные, знакомства в руководстве МВД или ФСБ, такие, чтобы большой начальник звонил другому ночью. И даже это может помочь далеко не всегда. А вот возьмутся за вас по всей строгости, как говорят в войсках, по уставу.
В целом состояние духа во время столкновения с силовиками лучше сохранять такое же, как на деловых переговорах, на которых вы оказались по необходимости, – вежливое достоинство. В крайности вроде заискивания, именования полицейских коллегами (если у вас юридическое образование, например) впадать тоже не стоит – нормальному человеку это вряд ли будет приятно. Золотая середина, как и в любом деле, может положительно повлиять на решение многих спорных вопросов.
Вежливость – основной инструмент мелкого нарушителя. Если сами знаете, что неправы, – не тратьте времени на споры, например, с инспектором ДПС, больше будет шансов отделаться предупреждением. Если считаете, что правы, – требуйте (вежливо) у инспектора доказательств вины. Не оправдывайтесь, не сочиняйте небылиц. Также не нужно говорить, что вас только что останавливали, – инспектор может начать тщательнее проверять водителя и документы, и вы потеряете время. Прочие правила взаимодействия те же – сдержанность и достоинство в отстаивании своих законных интересов.
В некоторых случаях вас обязаны отпустить. Например, если вас пригласили стать понятым, а у вас нет на это времени. Если откажетесь, это не повлечет никакой ответственности, что бы ни говорили сотрудники полиции. Стоит знать – если согласитесь быть понятым, то, возможно, придется являться к следователю или в суд, уклоняться от таких вызовов уже нельзя. Кроме того, вам придется хранить тайны следствия под угрозой реального тюремного заключения. Так что решайте сами – и вежливо настаивайте на принятом решении.
Если вы задержаны сотрудниками полиции и доставлены в изолятор временного содержания, в первую очередь сообщите близким, что с вами случилось и где вы находитесь. Полагаясь исключительно на личное обаяние, а также на человеческие качества полицейских, постарайтесь наладить отношения с сотрудникам ИВС – они могут принести неказенной еды или позволить близким сделать это. Ну или, в конце концов, дадут выбрать камеру с соседями поприятнее.
Если сотрудник говорит с вами суконным языком протокола, не идет на психологический контакт, общается свысока – он является источником повышенной опасности и никуда вас не отпустит. Обратная ситуация – балагур, который сыплет присказками, анекдотами и т. д. Шутки с таким совсем плохи. Ему хорошо и весело, именно когда вам страшно. Если сотрудник начал заполнять какие-то документы – все. Любые переговоры бесполезны и даже опасны: он заполнит документы до конца, они подлежат строгой отчетности. Как только вас передали дежурному, даже просто привезли на территорию отдела, вопрос договоренностей и просьб отпустить закрыт.
Коррупция не комильфо, особенно на низовых уровнях. Все чаще в ответ на предложение решить спорный вопрос «по-хорошему» полицейский, согласившись для вида, отходит в сторону и вызывает коллег из отдела по борьбе с коррупцией. Обычно перед этим коррумпируемый вами сотрудник начинает настойчиво интересоваться, понимаете ли вы, что взятки давать незаконно. Вскоре после этого приезжают оперативники из УЭБ и ПК и задерживают интересанта. Не рискуйте!