И как защититься добропорядочному бизнесу от подобных обвинений
Многие преступления, будь то уклонение от уплаты налогов или легализация денежных средств, нажитых преступным путем, совершаются, чтобы в конечном итоге получить наличные средства. След бумажных денег не так легко обнаружить, как след банковских переводов (движение безналичных средств можно отследить в системах «Банк-клиент», 1С, в книгах покупок и продаж).
Однако наличными деньгами пользуются и предприниматели, занятые законным бизнесом. Особенно это распространено там, где нанимают низкооплачиваемых полулегальных рабочих, например в строительстве. Для оплаты труда неквалифицированных рабочих компания вынуждена держать в кассе большие суммы наличных средств.
Схема обналичивания чаще всего выглядит как цепочка операционных компаний, возглавляемых номинальными руководителями. Эти компании совершают однотипные сделки, например оказывают консалтинговые услуги. На самом деле никакие сделки не совершаются, но деньги переводятся с одного счета на другой, а в итоге обналичиваются за определенный процент для выгодоприобретателя. Подобные сделки отслеживают специальные службы стран – членов FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег). Россия входит в FATF, поэтому сведения о российских компаниях и банках попадают в управления и отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОЭБ и ПК) МВД.
Иногда от незаконных схем обналичивания страдает законопослушный бизнес. Например, торговая компания заключила договор на оказание клининговых услуг с одной фирмой, но не проверила ее. Контрагент оказался фирмой-однодневкой, участвовавшей в схемах по обналичиванию денег. Обычно после выявления таких фирм правоохранительные органы начинают проверять все компании, с которыми они сотрудничали. Во время проверок выявляются новые нарушения и даже возбуждаются уголовные дела, так как предприниматели редко соблюдают все правила ведения бизнеса.
Сотрудники ОЭБ и ПК в первую очередь проверяют компании, где, например, слишком молодой или слишком старый директор. Или же один человек совмещает роли директора, главного бухгалтера и учредителя. Оперативные сотрудники запрашивают выписку из банка. Однотипные по характеру и суммам банковские операции, отсутствие книги покупок и продаж, отсутствие реального персонала, офиса, контрагентов – все это говорит о том, что фирма может нарушать закон. Также запрашиваются документы у самого юрлица.
Я знаю случай, когда обычного предпринимателя, торговавшего бытовой химией, всерьез проверяли борцы с экономическими преступлениями. Мой доверитель не затруднял себя составлением корпоративных документов, штатными расписаниями и прочими обязанностями, зарплату платил в конверте и вообще жил по старинке. Оперативники обследовали его офис и нашли сейф с наличными. В результате человек стал фигурантом расследования.
За незаконную банковскую деятельность (ст. 172 УК РФ) можно получить наказание в виде штрафа в 100 000 руб. и до семи лет лишения свободы. Тех же, кто пользуется обналиченными средствами, наказывают штрафом в 100 000 руб. или же лишением свободы до 6 лет (ст. 199 УК РФ).
У контрагента нужно запрашивать и проверять учредительные документы, выписку из ЕГРЮЛа, полномочия и реальность генерального директора и соучредителей, наличие нужных ресурсов (сотрудники, техника, адекватный опыт, реальные клиенты), непросроченных лицензий и разрешений. Также пригодятся скриншоты электронной переписки и запросов в госорганы (например, ФНС). Не лишним будет проверить компанию или ИП на предмет того, что это не однодневка, и выяснить, есть ли существующие судебные претензии, в том числе налоговые. Сделать это можно на сайтах Налоговой службы www.nalog.ru, арбитражных судов РФ www.arbitr.ru, на сайте Мосгорсуда.
Надо доказать, что сделка имела экономическую выгоду и заключалась для исполнения определенных обязательств, а не для снижения налогов, например. Договоры, приложения, счета-фактуры, путевые листы, расписки, копии электронных сообщений – в случае претензий или вопросов со стороны правоохранителей пригодится все.
Нужно легально платить наемным работникам. Не обналичивать деньги. Не давать взяток.
В мире сейчас многие отказываются от наличности. Однако борьба за контроль над рынком наличных денег привела к сильному удорожанию этой нелегальной услуги, а также к повышенному риску для бизнеса, случайно или намеренно связанному с этим. Когда же компанией начинают интересоваться правоохранительные органы, они зачастую не ограничиваются только расследованием обналичивания денежных средств.
#адвокатАлександрЖелезников #Железников&партнеры #АлександрЖелезников